Индонезийская экономика переживает трудные времена. Помимо объективных трудностей, положение усложняется некой законодательной несбалансированностью и, как кажется, отсутствием у правительства и президента единой позиции относительно первоочередных мер по стабилизации экономики и, что еще более странно, создается впечатление, что отсутствует также понимание общего вектора экономического развития страны в целом.
Мнение сугубо личное и в основе его лежит анализ последних законов и законопроектов, а также высказывания политиков и государственных чиновников, порой диаметрально противоположных по тем, или иным проблемам.
Прежде всего, по понятным причинам, меня интересовали новшества законотворчества и мнения должностных лиц, по вопросам, способных затронуть положение, или интересы иностранных компаний и иностранных частных лиц в Индонезии. Вот лишь некоторые из них.
В целом, в последние месяцы, наметилась некоторая тенденция на либерализацию отношения к иностранному капиталу, связанная с недостатками инвестиций в экономику страны. Обсуждаются возможные послабления и для иностранных инвесторов и для иностранных наемных работников, что выглядит крайне нелепо, после «жесткого закручивания гаек» и, в целом, недружественного протекционизма всего национального, что наблюдалось буквально недавно, менее пол года назад. Создается впечатление, что власть просто не понимает как себя вести с иностранцами: приглашать их, или гнать метлой. В идеале, как мне видится, власти бы хотели, чтоб иностранцы разместили большие средства в Индонезии без всякого обеспечения и гарантий, построили заводы, открыли новые рабочие места исключительно для индонезийских работников и тут же все покинули страну, вручив управление и права на все ими созданное местной чиновничьей элите.
Однако, инвесторов такое развитие событий явно не привлекает. Еще весной наметился отток инвестиционных средств из Индонезии. Принятие закона о расчетах исключительно в национальной валюте — рупиях, привело к закрытию и банкротству многих иностранных предприятий (в частности китайских), например, на Яве в трикотажной промышленности. В туристическом секторе (основном на Бали) по сей день присутствует неразбериха в ценах при заключении новых контрактов в рупиях, что создает дополнительные трудности в партнерских отношениях с иностранными контрагентами. Из-за неоднократной конвертации и опасений возможных убытков итоговая цена услуг, выставляемая заграничным партнерам и потребителям (в валютном эквиваленте) скорее всего вырастит, что может подорвать конкурентоспособность Бали, как туристического курорта в итак не простой ситуации на мировом рынке туристических услуг. Несмотря на некоторую стабилизацию рупии в последнее время, ее курс остается подверженным мировым изменениям цен на нефть и другие полезные ископаемые, в силу сырьевого статуса экономики страны.
Итак, что предлагает правительство и государственные чиновники в такой ситуации. Например, 6 ноября Министр-координатор экономической политики Дармин Насутион поделился информацией о законодательных изменениях, принятых «Шестым пакетом комплексных экономических мер Правительства». В частности, большая часть мер связана с развитием так называемых Особых экономических территорий (КЕК – Kawasan Ekonomi Khusus). Это отдаленные и отсталые регионы страны, куда правительство хочет привлечь инвесторов, к ним относятся: Танджунг Лесун (Бантен), Сеин Мангкей (Северная Суматра), Палу (Центральное Сулавеи), Битунг (Северное Сулавеси), Мандалика (Западная Нуса Тенггара), Моротай (Северные Молукки), Танджунг Апи-Апи (Южная Суматра) и Малой Батута Транс Калимантан, или МВТК (Восточный Калимантан).
Господин Насутион выделил 9 основных мер, которые должны повысить инвестиционную привлекательность данных районов:
- Снижение налога на прибыль в течение 10-25 лет от 20% до 100% при инвестициях более чем 1 трлн рупий (около 75 млн USD) и снижение налога на прибыль по такой же ставке на 5-15 лет, при инвестициях более 500 млрд рупий (около 37 млн USD)
- Отказ от налогообложения транзакций (входящих и исходящих) между КЕК и иными налоговыми регионами страны. (взымался налог (НДС) 10%)
- Отмена пошлины на вывоз товаров из КЕК на внутренний рынок, при наличии Свидетельства происхождения товара (SKA).
- Наделение иностранных граждан и организаций правом собственности на приобретаемую недвижимость в КЕК (квартиры, жилые строения) с предоставлением собственнику «Разрешения на проживание в стране», по которому администрация КЕК выступает в качестве спонсора (поручителя). Также отмена «налога на роскошь» на товары соответствующей категории – «luxury».
- При осуществлении в КЕК туристической деятельности, снижение налогов на недвижимость и организацию досуга (pajak hiburan) от 50% до 100%.
- Создание благоприятных условий для получения разрешений на планируемое привлечение иностранной рабочей силы (RPTKA) и использование иностранной рабочей силы (IMTA) в районах КЕК.
- Введение 30-дневных виз на посещение районов КЕК иностранными лицами, с возможностью продления срока пребывания до 5 раз (по 30 дней). Введение годовой мульти визы с неограниченным количеством посещений районов КЕК. Введение специальных категорий виз: «на проживание» для иностранцев, обладающих собственностью на недвижимость в КЕК и «пенсионных виз» для проживания в туристических районах КЕК.
- Упрощенное получение и продление частным бизнесом разрешения на право пользования недвижимостью (HGB).
- Ускоренное (в течение 3 часов) и упрощённое («в одно окно») получение Основного разрешения (Izin Prinsip) и Разрешения на предпринимательскую деятельность (Izin Usaha) при условии предоставления полного пакета документов. А также ускоренный процесс получения прочих разрешений в отелах местной администрации, иммиграционной службы, инспекции по труду и т.д.
Как видно, меры и правда радикальные и незаурядные по индонезийским меркам. Однако, насколько точно они будут реализованы и не будут ли отменены или изменены, после того как значительное количество инвесторов вложат средства в данные районы, неизвестно.
То, что быстрые изменения и кардинальные повороты на 180 градусов в политике в отношении иностранных граждан и их инвестиций в Индонезии, — это не редкость можно наблюдать по ситуации с разрешениями на привлечение на работу иностранной рабочей силы. Закон РИ «об использовании иностранной рабочей силы» за этот год уже не раз изменялся.
Достаточно отметить, что летом в него были внесены поправки, обязывающие работодателя обеспечивать работой 10 граждан Индонезии на каждого принятого им иностранного работника. Была значительно усложнена процедура получения RPTKA, IMTA, получение рабочих виз KITAS и так далее. Обсуждалось введение экзамена на знание иностранными работниками индонезийского языка, а также обязательное обучение местных работников за счет работодателя специальности, должность по которой занимает иностранный рабочий (с целью его дальнейшего замещения). Введение новых отчислений за использование иностранной рабочей силы и так далее. Подробно я уже писал об этом в ранее.
Итак, не прошло и нескольких месяцев, как данные нововведения были отменены властями, так как они «значительно ухудшили инвестиционный климат и привлекательность Индонезии для иностранных компаний и частных лиц». Однако, возможно иностранные работники и работодатели рано облегченно вздохнули.
Вот уже снова звучат призывы отменить смягчение режима работы иностранных граждан в Индонезии, как со стороны некоторых партий, например Демократической партии Индонезии, так и со стороны некоторых членов правительства. В частности об отмене либерализации, поскольку она ухудшает положение местных, индонезийских работников, заявил председатель IX Правительственной Комиссии Окки Асокавати на встрече с журналистами в Совете народных представителей в Джакарте, в понедельник, 9 ноября.
Этой же позиции придерживаются и профсоюзы, не желающие прямой и честной конкуренции на рынке труда между иностранными и местными работниками. К чему приведет «раскачивание» вопроса и последует ли новое (уже повторное) ужесточение покажет будущее.