Полигамия – очень интересная тема для беседы в любой компании и в любом ключе – есть место для фантазий и шуток. Однако, посмотрим на полигамию с точки зрения юриспруденции и, еще более конкретно, с точки зрения индонезийского законодательства. Разрешена ли полигамия в Индонезии?
Для начала, чтобы не было путаницы в терминах, давайте определимся, что же такое полигамия? – многие считают, что полигамия – синоним многоженства, но это совершенно не так. Полигамия – это многобрачие, то есть форма брака, при которой одному из супругов можно вступать в несколько законных браков с представителями противоположного пола. Существует два вида полигамии – полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество). Почему-то именно полигинию часто в обиходе называют полигамией. К сожалению, в некоторых индонезийских текстах (причем юридических) я встречал данную ошибку, но оставим ее на совести местных юристов и постараемся ответить на столь пикантный вопрос: существует ли официальное многобрачие в Индонезии и как оно юридически регулируется.
Поскольку по индонезийскому законодательству официально заключенным считается лишь брак, совершенный по какому-либо религиозному ритуалу (а большая часть населения Индонезии исповедует ислам) резонно предположить, что многобрачие в Индонезии существует. Действительно, полигамия в Индонезии возможна и предусмотрена законом, но исключительно в форме полигинии (многоженства), любительницам многомужества официально в Индонезии легализоваться не получится.
Любопытен и другой факт, что многоженство в стране разрешается не только для мусульман, но и для других культурных общностей, традиционная религия которых, или традиционное право (адат) позволяет данное явление.
Этнографически, любопытно то, что в традиционных обществах Индонезии, — до прихода европейцев, — встречалась и полиандрия (хоть и крайне редко), но в настоящее время законодательно разрешена лишь полигиния.
Итак, погрузимся в увлекательный мир индонезийской юридической мысли и рассмотрим лишь некоторые вопросы регулирующие многобрачие в стране. Начнем с того, что основные положения регулируются Законом Индонезии № 1 от 1974 года «О браке». Кроме того, для мусульманского населения страны также существует отдельное законодательство: Свод Мусульманских Законов (KHI), кроме прочего регламентирующие и брачные отношения, в том числе и особенности многоженства.
Надо отметить, что правовые нормы, как гражданского законодательства, так и мусульманского права в данном вопросе, очень схожи и, отчасти, повторяют друг друга.
Статья 1 закона «о браке» вводит определение браку и определение подразумевает моногамный союз: «Брак является духовный и физический союз между мужчиной и женщиной, (использовано единственное число seorang pria dengan seorang wanita – примечание автора) выступающих в качестве мужа и жены, с целью создания счастливой и крепкой семьи, основанной на вере в Единого Бога». Та же идея моногамного союза закреплена и в части 1 статьи 3 Закона, в которой записано, что муж может иметь лишь одну жену, а жена лишь одного мужа. В прочем, это не было бы индонезийским законодательством, если бы все было так просто! Во второй части той же статьи 3 Закона говорится «об исключениях», а именно, что муж на основании решения суда может взять в жены более одной женщины одновременно, при согласии всех сторон.
То есть, для получения разрешения на последующий брак муж должен обратиться в суд с ходатайством. Об этом более подробно сказано в статье 4 Закона. В частности, в части 2 статьи 4 говорится, что суд может дать разрешение на последующий брак лишь при наступлении одного из следующих обстоятельств:
- Жена не может исполнять обязанности супруги,
- Жена получила инвалидность, или неизлечимую болезнь,
- Жена не может иметь детей.
Очень бы хотелось обсудить этическую сторону подобных оснований для многоженства, особенно пункт второй и третий, но оставим их на совести индонезийских юристов, в конце концов, — это их культура, — так что продолжим беспристрастный анализ закона.
Помимо наличия одного из перечисленных фактов, в части 1 статьи 5 Закона также приводятся дополнительные требования, необходимые для регистрации нового полигамного брака, а именно:
- необходимо получить согласие жены/жен на заключение последующего брака,
- необходимы доказательства, подтверждающие, что муж способен содержать всех жен и их детей,
- необходимы гарантии, что муж будет справедливо и одинаково относиться ко всем женам и их детям.
Любопытно и следующее обстоятельство, что согласие жены/жен не требуется вовсе, в случае, если подобное согласие не представляется возможным получить, либо жена/жены не могут быть стороной по договору (например, если она признана недееспособной, например, в силу психического заболевания), либо она более 2 лет отсутствует и не известно ее местонахождение. Также законодательство допускает и иные основания не предоставления согласия женой/женами, данные доводы подлежат изучению в суде и могут быть признаны безосновательными.
Аналогичные требования предусмотрены и в мусульманском праве, например, в статье 55 Свода Мусульманских Законов. Более того, мусульманское право в Индонезии даже вводит ограничение на количество жен – не более 4, чего нет в обычном гражданском законодательстве. В мусульманском праве также необходимо получить согласие на последующий моногамный брак в Религиозном Суде и требования к заявителю выдвигаются те же, что и в обычном гражданском законодательстве (ст.-ст. 56, 57 KHI)
Необходимо отметить, что в соответствии с Постановление правительства № 9 от 1975 года «О применении Закона Индонезии № 1 от 1974 года «О браке»» согласие жены/жен на последующий брак их супруга может быть составлено в письменной форме, а может быть и устным. В случае, если согласие устное, оно должно быть оглашено стороной на заседании Религиозного Суда. В случае, если жена не хочет давать согласие, Религиозный Суд в праве вынести определение и удовлетворить ходатайство заявителя, выслушивав все доводы сторон, в том числе и мнение кандидата в супруги, и исследовав все предоставленные документы и доказательства (ст. 59 KHI). Подобное определение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Это далеко не все особенности заключения полигамного брака в Индонезии, я специально не рассматривал любопытную ситуацию, а именно – возможно ли иностранному гражданину заключить моногамный брак на территории Индонезии и, например, каковы будут юридические последствия подобного казуса. Более подробно вы сможете узнать об этом на адвокатской консультации.